Воскресенье, Августа 28, 2016
   
Шрифт

ПОДГОТОВКА К ПОИСКУ НАРКОТИКОВ О.Н. Ерофеева


О.Н. Ерофеева

ПОДГОТОВКА К ПОИСКУ НАРКОТИКОВ

Учебно-методическое пособие для инспекторов-кинологов Санкт-Петербург 1996


ВВЕДЕНИЕ

Долгое время в отечественной практике существовали два метода дрессировки собак по поиску наркотиков - вкусопоощрительный, который основывается на чисто условно-рефлекторной деятельности, и метод "фетиша", при котором собаке после нахождения ею "закладки" подкладывают вместо нее любимый предмет (игрушку). В этом случае устанавливается ассоциативная связь "запах-игрушка", и собака будет искать источник запаха, связанный с "фетишем", так как у нее формируется игровое (с элементами охотничьего) поведение. Метод "фетиша" незаменим при обучении собаки поиску взрывчатки или при работе с людьми, так как легко позволяет добиваться пассивного обозначения.

В основу предлагаемой программы обучения положено тщательное формирование именно охотничьего поведения, которое по рангу стоит много выше игрового и позволяет получать от собаки более четкое, активное обозначение. Этим объясняется и то, что при обучении применяется только "прямой" метод работы собаки, т. е. в конце поиска собака должна схватить именно то, что она искала. Никакие подмены "закладок", применяемые в методе "фетиша", не допускаются.

С самого начала обучения применяется только "слепой" поиск, когда кинолог не знает, где спрятана "закладка". Это заставляет его очень внимательно следить за поведением собаки и исключает непроизвольные "подсказки", которые всегда возможны, если кинолог знает, где спрятана "закладка". Работа собаки по поиску наркотиков представляет собой комплекс целенаправленных поведенческих актов, включающих в себя множество разнообразных форм, среди которых значительную роль играют приобретенные в результате обучения поведенческие реакции.

При обучении собак поиску наркотиков базовым является охотничье поведение, хорошо выраженное у всех хищных. Специальные приемы, используемые в ходе подготовки собаки, модифицируют и усложняют его, позволяя реализоваться весьма специфическим образом - поиск "добычи" теперь осуществляется в совершенно иных условиях. Кроме того, в процессе подготовки активно используются элементы игрового поведения, феномен "установки на обучение", привыкание, имитация, латентное, ассоциативное, инсайт обучение, учитывается видовая особенность собак - способность к экстраполяции и вероятностному прогнозированию. Большое значение придается установлению правильных отношений между человеком и собакой, а также различным видам подкреплений.

Теоретическим обоснованием предлагаемой дрессировки является теория доминанты, которая полностью объясняет любое поведение, в том числе и поисковое поведение собаки. Академик А. А. Ухтомский, создавший учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров, называл доминанту "определителем поведения". Это в буквальном смысле так, поскольку различные доминанты, складывающиеся в мозге в каждый донный момент времени, определяют любое поведение - от самых простых рефлекторных актов до наиболее сложных проявлений психической деятельности

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности дрессировка собаки по поиску наркотиков - это формирование очень специфической поисковой .доминанты, вызывающей  модификацию  охотничьего  поведения  собаки.  Доминанта  - временно господствующая рефлекторная система (совокупность рефлекторных систем), обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность на решение одной, наиболее важной для организма задачи. Началом складывания доминанты является любое отклонение в гомеостазе животного, которое мгновенно вызывает возникновение потребности в чем-либо, при этом группа нервных центров переходит в состояние повышенной возбудимости. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта накапливает импульсы, передающиеся в центральную нервную систему, одновременно подавляя (тормозя) активность других нервных центров.

Возникшая доминанта обладает способностью к стойкости и суммированию возбуждений от последовательных раздражений. Однако следует помнить, что одним из свойств суммирования возбуждений является то, что слишком сильные или слишком частые раздражения (стимулы) могут вызывать угнетение доминанты. Этим объясняется небольшое количество ежедневных упражнений по поиску и постепенное нарастание их сложности.

Доминанта инертна, т. е. способна "удерживать и продолжать в себе начавшееся возбуждение, когда первоначальный стимул к возбуждению миновал". Важно отметить, что сформированная поисковая доминанта в дальнейшем может быть воспроизведена даже при частичном или фрагментарном повторении знакомой для собаки ситуации поиска. Это свойство доминанты позволяет кинологу запустить желательное поведение собаки в угодное время в любом необходимом месте и получить положительный результат работы, так как "след однажды пережитой доминанты, а то и вся доминанта, могут быть вызваны в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным". Фактически в инерционности доминанты и заключен основной смысл жесткой последовательности проведения (отработки) некоторых приемов, используемых при подготовке поисковой собаки, - формирование стереотипа начала и завершения поиска, строгое соблюдение определенной системы осмотра различных объектов.

Для правильного формирования поведенческого акта его завершение должно быть ограниченным, что естественным путем снимает доминанту и является подкреплением всего поискового поведения. Поэтому столь большое значение придается правильному окончанию поиска - собак должна не только найти, но и иметь возможность схватить зубами "закладку" Формирование специфической поисковой доминанты включает в себя.

1. "Постановку" собаки на запах наркотического вещества - знакомство и запоминание собакой запаха определенного вещества, позднее — расширение спектра значимых обонятельных стимулов.

2 Формирование и совершенствование поискового поведения - развитие и модификация свойственного животному охотничьего поведения и реализация его в различных ситуациях (усложнение условий).

Обе эти задачи в ходе обучения решаются одновременно. Изложение курса делится на три части:

базовую дрессировку;

"постановку" на запах;

обучение поиску, что довольно условно и вызвано желанием подчеркнуть основные этапы обучения.

Эти части крепко взаимосвязаны и, переплетаясь друг с другом, составляют единый процесс, так как развитие отношений человек - собака как и совершенствование поиска происходит от начала обучения до конца их совместной работы.

Дрессировка собак - работа творческая, но требует определенной теоретической подготовки. Знание основ специальной дрессировки является тем фундаментом, который дает кинологу уверенность в правильности своих действий позволяет избежать ошибок и быстрее достигнуть желаемого результата.

В заключение автор выражает глубокую благодарность всем инструкторам немецкой школы таможенных собак в Нойендеттельзау, передавшим российским кинологам свой богатый опыт, который и положен в основу настоящей работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практика кинологических школ ФРГ, Англии, Америки, Канады, Финляндии, существующая более 30 лет, убедительно доказала, что форсирование обучения не приносит положительных результатов. Несмотря на различные методики на него затрачивают от 12 до 17 недель.

Исходя из практического опыта немецкой таможенной школы и проведения занятий в Северо-Западном регионе, определена нагрузка на инструктора, продолжительность и построение обучения, требования к собакам, отбираемым для дрессировки, а также требования к хранению и использованию учебных пособий.

Нагрузка на инструктора - группа из 4 кинологов с собаками является оптимальной, так как большее количество обучающихся вызывает затруднения в организации занятий и требует обязательного присутствия помощника.

Продолжительность обучения -14 недель.

I  курс "Каннабис" длится 8 недель и включает в себя: базовую дрессировку - 2 недели, "постановку на запах" и обучение собаки поиску - 6 недель.

После сдачи экзаменов кинологи с собаками работают на местах службы в течение 4-6 месяцев, что позволяет закрепить полученные навыки в условиях реальной работы.

После этого - заключительный курс обучения на сильные наркотики (героин, кокаин, cJ синтетические вещества, опиаты).

II курс "Героин" длится 6 недель и включает в себя: "постановку на запах" -1-1,5 недели, обучение собаки поиску - 4,5 - 5 недель. Продолжительность обучения является достаточной при условии правильного предварительного отбора собак для дрессировки. Далеко не все собаки имеют врожденные качества, необходимые для поисковой работы. Практика отбора немецкой школы показывает, что не более 20 % собак обладают качествами, позволяющими в дальнейшем ожидать стабильной и безотказной работы, а именно надежность собаки - залог успеха при поиске наркотиков. Поэтому необходимо очень тщательно отбирать собак, направляемых на обучение, они должны быть физически зрелыми, обладать сильной "жаждой добычи", смелостью и здоровьем.

 

Построение обучения. Обучение индивидуально-групповое, когда на занятиях присутствует вся группа, но отдельные упражнения проводятся по очереди, индивидуально с каждым участником.

Во время базовой дрессировки участники в ожидании своей очереди располагаются так, чтобы их собаки могли видеть (не мешая при этом) выполнение упражнений работающей пары. При этом сначала работают более "сильные", уверенные в себе собаки. При проведении упражнений по поиску кинологи, ожидающие своей очереди, привязывают собак на расстоянии, достаточном для того, чтобы они могли слышать звуковые сигналы работающей собаки. Причем в этом случае сначала пускаются более "слабые" в поиске собаки.

В зависимости от сложности "закладки" и степени подготовленности собак проводят от 2 до 8 упражнений по поиску, перерыв между которыми к концу курса обучения постепенно сокращается от 1,5 часов до 30 минут.

При проведении занятий необходимо стараться создать такие условия, которые помогут избежать усталости и в максимальном объеме проявиться врожденным способностям собак к обучению.

Во избежание утомления собак в середине учебного дня необходимо делать большой перерыв (до 1,5 часов), во время которого собаки должны иметь возможность отдохнуть в своих вольерах (знакомых, не имеющих посторонних раздражителей и защищенных от непогоды местах).

Следует учитывать, что сильно затрудняет обучение "некомфортность" условий и мест проведения занятий. Под "некомфортностью" следует понимать факторы, исключающие или тормозящие проявление у собак игрового рефлекса, без использования которого невозможно формирование желательного нам поискового поведения. Поэтому при обучении следует избегать:

- проведения занятий в "агрессивной" среде, т.е. в местах, имеющих много незнакомых собаке, сильных раздражителей;

- увеличения состава группы, при котором собакам долго приходится ждать очереди на упражнения;

- отсутствия мест отдыха для собак;

- проведения занятий в неблагоприятных погодных условиях (мороз, слякоть, сильный ветер).

Учитывая все факторы, влияющие на обучение, желательно проводить его в теплое время (в условиях Северо-запада России это май-сентябрь), а переподготовку уже обученных собак можно вести и в более неблагоприятных условиях.

Экзамены проводятся в местах не знакомых кинологам и собакам и имеющих достаточно сильные отвлекающие раздражители, но "закладки" не должны быть сложными. Основное внимание должно обращаться на заинтересованность собаки поиском и умение кинолога вовремя замечать и правильно реагировать на поведение собаки.

Заключение о пригодности кинолога и собаки к работе по поиску наркотиков должно основываться не только на результатах экзамена, но и на характеристике, данной инструктором, который видел и имел возможность правильно оценить становление мастерства работающей пары.

Ведение журнала практических занятий

Инструктор, проводящий обучение, обязан вести журнал, который после окончания учебно-практического семинара сдается в кинологическую службу СЗТУ России.

Ведение учебного журнала позволяет проанализировать и правильно оценить работу каждого инструктора, чтобы в дальнейшем иметь возможность оптимизировать его деятельность.

В свою очередь, инструктор, ведя журнал, может вовремя заметить возникающие у кинологов или собак затруднения и предотвратить закрепление ошибок, а также наметить пути устранения появляющихся недостатков.

Инструктор ежедневно кратко описывает работу каждого кинолога с собакой, обращая особое внимание на:

индивидуальные особенности собаки при работе: степень заинтересованности, быстрота утомления, манера поиска и обозначений, ошибки или "затруднения" собаки;

действия кинолога при проведении упражнений: правильность обращения с собакой, соблюдение правил подготовки мест и проведения поиска. Отмечая при этом:

вид и вес наркотика в "закладках", их форму, размер, материал упаковки, "открытый" или упакованный наркотик;

объект поиска, количество в нем "закладок", места сокрытий. По окончании каждого курса обучения инструктор дает краткую характеристику профессиональных качеств кинологов и свою оценку степени подготовленности собаки.

Для того чтобы правильно оценить свои действия и вовремя заметить ошибки, избежать "неожиданного" ухудшения работы собаки и проследить последовательное развитие ее поиска.

Кинолог должен вести дневник занятий. В дневнике рекомендуется отмечать: физическое состояние и настроение собаки в начале и конце учебного дня, до, во время и после проведения упражнений;

объект поиска и место сокрытия "закладки", упаковочный материал; затруднения собаки при поиске и собственные ошибки.

Подводя итоги, в конце каждой недели кинолог анализирует свою работу, а также успехи и неудачи своей собаки, отмечает положительные и отрицательные моменты при проведении упражнений.

Дополнительные требования, предъявляемые к хранению наркотических средств, использованию и приготовлению учебных пособий

Для обеспечения чистоты запахов, требуемой при обучении собак, хранение в сейфах наркотических веществ и учебных пособий, содержащих наркотические вещества, "закладок" осуществляется раздельно по группам:

каннабис - гашиш, марихуана;

кокаин - кокаин, крэк;

героин - героин;

опиаты - опий, опийное масло, маковая солома;

синтетические наркотические средства - амфетамины, ЛДС, МДМА, экстэзи, лекарственные препараты и т.д.

Хранение упаковочных материалов для "закладок" и используемых при обучении сумок, коробок и прочих предметов осуществляется в хорошо вентилируемом, не имеющем запаха наркотиков помещении.

Упаковочный материал для "закладок" должен быть прочным, чтобы надежно предохранять собаку от контакта с наркотическими веществами, выдерживать укусы собаки и не размокать в пасти. "Закладки" должны иметь форму, удобную для хватки собаки, и размеры, не позволяющие собаке их проглотить.

Приготовление "закладок" производится не менее чем за час до проведения запрятываний и осуществляется на столах раздельно по группам наркотиков.

"Закладки" используются не более двух раз, затем упаковочный материал должен заменяться.

Между запрятыванием "закладки" и началом проведения упражнений по поиску должно пройти не менее 30-60 минут, в зависимости от вида и количества наркотика и степени подготовленности собаки,

 

Учебный предмет (аппорт)

Аппорт, используемый во время обучения собаки, это средней жесткости пластиковая трубка длиной 20 см, диаметром 2,5 - 3 см, плотно закрытая с обоих концов деревянными пробками и имеющая несколько - миллиметровых отверстий для выхода воздуха. Внутрь трубки помещен запаянный полиэтиленовый пакетик, содержащий наркотическое вещество Сила давления челюстей собаки (1600 кг/кв.см.) и ее влажное дыхание создают тепло, способствующее распространению запаха, находящегося внутри аппорта вещества. Во время игры с аппортом собака имеет возможность постоянно ощущать этот запах и запоминать его. При проведении занятий соблюдается два условия: 1) ежедневно заменяются оболочки аппортов;    2)    кинологи    меняются    аппортами    после    каждого упражнения.

 

БАЗОВАЯ ДРЕССИРОВКА

Продолжительность; 8-10 учебных дней.

Цель: Подготовка кинолога и собаки к прохождению основного курса обучения,

1. Формирование правильных отношений человека и собаки.

2. Выработка у собаки и последующее закрепление навыков подчинения и преодоления препятствий.

3. Приучение собаки к сильным отвлекающим раздражителям.

 

Места   проведения:

1. Спокойные,   тихие  места,   дрессировочные площадки, исключающие отвлечение собаки (в начале курса).

2. Помещения, склады, автотранспорт, поезда и т.д. все возможные места и потенциальные объекты поиска (в конце курса).

Базовая дрессировка является фундаментом, от прочности которого зависит успех или неудача основного курса, поскольку при обучении поиску наркотиков хорошие результаты возможны лишь при тесном контакте между кинологом и собакой, достаточной дисциплинированности собаки и ее физической и психологической подготовки.

Для достижения успеха требуется не только специальное обучение предварительно отобранных собак, но и грамотная работа кинолога. Понимание этого обстоятельства -необходимое условие для организации и проведения учебной подготовки.

Базовая дрессировка включает в себя некоторые приемы на "подчинение", упражнения по преодолению различных препятствий и приучению собаки к незнакомым сильным раздражителям, "агрессивной среде", что позволит в дальнейшем исключить факторы, тормозящие формирование желательного поискового поведения.

За время дрессировки инструктор, проводящий занятия, обязан выявить сильные и слабые стороны подготовки кинолога и определить характер и типологические особенности собаки, с тем чтобы оптимизировать процесс дальнейшего обучения.

Кроме того, необходимо помнить, что базовая дрессировка - начальный этап формирования так называемой "установки на обучение", смысл которой заключается в том, что по мере приобретения индивидуального опыта собака все легче обучается выполнению последующих задач. Таким образом, успешность базовой дрессировки - залог дальнейшего освоения собакой специальных навыков поисковой работы.

Основные принципы упражнений, общие для любой дрессировки; соблюдение правила "от простого к сложному", обязательное разнообразие мест проведения занятий и ситуаций и постоянное чередование упражнений.

Дрессировка начинается в местах, не имеющих посторонних раздражителей, затем, по мере укрепления контакта между собакой и кинологом, происходит усложнение среды -постепенно вводятся посторонние отвлекающие раздражители, и усложняется обстановка, в которой проводится обучение. При дрессировке основным подкреплением является лакомство, которым надо поощрять собаку за каждое желательное действие, за каждый правильный шаг.

Параллельно с упражнениями на "подчинение" осуществляются выезды группы на различные объекты, не знакомые собакам и имеющие сильные раздражители. Затем, по мере развития у собак смелости и привыкания к постоянно меняющейся обстановке, упражнения базовой дрессировки проводятся в этих местах.

Постепенно упражнения на "подчинение" и преодоление препятствий переносятся в места, наиболее приближенные к реальным объектам поиска, или на сами эти объекты (в автопереходы, в поезда, на суда и т.п.).

К концу данного курса у кинолога должен установиться прочный контакт с животными, развиться умение анализировать свои действия и поведение (реакции) собаки, должны сформироваться навыки правильного управления собакой.

Собака должна быть знакома с автопереходами, поездами, скоплениями людей, безбоязненно относиться к незнакомой обстановке, шумам, темноте, металлическим, пластиковым, неустойчивым поверхностям, высоте, должна иметь необходимые навыки послушания, на поводке ходить рядом с кинологом, выполнять команды "Сидеть?", "Лежать!", "Ко мне!", по голосу и жесту кинолога преодолевать препятствия - барьер, бум, лестницу, канаву и пр.

Формирование отношений между человеком и собакой

В работе по поиску наркотиков человек и собака взаимодополняют друг друга и составляют единое целое. Именно цельность этого маленького сообщества лежит в основе успеха столь сложной работы. Правильно сформированные отношения между человеком и собакой, умение понять друг друга позволят проявиться всем желательным качествам собаки, обеспечат успех дальнейшего обучения и совместной работы. Поэтому так важно стремиться к установлению правильных взаимоотношений между человеком и собакой, что вполне оправданно, поскольку собака - животное с сильно развитыми социальными отношениями.

Начиная работу с собакой, кинолог должен отдавать себе отчет в том, что он будет связан с собакой много лет, в течение которых не только работоспособность, но и здоровье, и сама жизнь собаки будут находиться в его руках. Кинолог должен не только любить собаку, но и обладать качествами, необходимыми дрессировщиц, - терпением, добротой, требовательностью и настойчивостью. Кроме того, он должен иметь теоретическую подготовку, достаточную для- того, чтобы правильно анализировать, оценивать и корректировать работу вверенного ему животного.

Кинолог обязан быть профессионалом в таможенном деле, досконально знать устройство и оборудование объектов досмотра, ориентироваться в сопроводительных документах, знать правила и инструкции, регламентирующие таможенную деятельность. Он должен обладать физическими данными, позволяющими выдержать эту работу, быть энергичным, находчивым, уверенным в своих знаниях и в работе собаки.

Поскольку работа по поиску наркотиков немыслима без крепкого контакта, доверия и взаимопонимания между человеком и собакой, важно иметь целостное представление об основных условиях формирования их взаимоотношений.

 

Совместимость человека и собаки

При подборе собаки для кинолога необходимо учитывать фактор совместимости человека и животного. Способности как человека, так и собаки не проявятся в полной мере, если между ними нет доверия и взаимной симпатии. Это может быть вызвано огромным количеством различных причин: несходство темпераментов, любовь или, напротив, нелюбовь человека к какой-либо породе, полу, негативный опыт общения собаки с похожим человеком и т.д., но если происходит неприятие одного другим, доверия и взаимопонимания между ними не возникнет, а, следовательно, не будет и плодотворной совместной работы.

Поэтому столь важно при подборе собаки для кинолога прислушаться к его мнению, к мнению человека, которому предстоит с этой собакой работать не один год.

 

Построение иерархических отношений

Приобретаемая для обучения взрослая собака всегда имеет опыт социализации, так как социальность является непременным условием существования стайных животных, к которым, в частности, относятся и собаки. При смене хозяина вопрос формирования новых социальных отношений в группе человек - собака встает остро, и от того, как сложится эта группа, будет зависеть результативность дальнейшего обучения. Человек должен стать "вожаком", но таким, которого уважают и которому подчиняются без страха. Собака, которая боится хозяина, становится низкоранговым животным и утрачивает исследовательскую активность, лежащую в основе самостоятельности и настойчивости. Без этого же поисковая работа немыслима. И, напротив, если человеку не удастся подчинить

собаку, она не проявит требуемых качеств, станет упрямой, трудноуправляемой, а то и агрессивной.

Установление взаимопонимания

Основой взаимопонимания между человеком и собакой является желание человека ее понять. Установление взаимопонимания начинается с первого дня общения и углубляется и развивается при дрессировке и совместной работе. Для формирования правильных отношений поведение кинолога всегда должно быть адекватно действиям собаки. Если на животном срывать зло, наказывать за уже забытые им провинности, это вызовет у собаки страх и недоверие к человеку и не только затруднит установление взаимопонимания, но и сведет к нулю ранее достигнутые результаты.

Общаясь между собой, собаки используют звуковые (лай, рычание, визг, писк, вой) и оптические (движения, позы, мимика, взгляд, положение и движение хвоста) сигналы. Все эти реакции могут и должны быть понятны человеку. Для этого он обязан очень внимательно следить за ними, анализировать и распознавать ситуации, их вызвавшие. Это знание особенностей поведения собственной собаки поможет кинологу в дальнейшем, когда от его способности распознавать и понимать сигналы, подаваемые собакой ("собачий язык"), во многом будет зависеть успешность проведения операций по поиску и обнаружению наркотиков.

Чтобы добиться "понимания" от собаки, кинолог должен знать, что и она, в свою очередь, воспринимает его жесты, мимику, интонации голоса, движения, настроение как сигналы Однако эти сигналы для собаки будут иметь значение лишь в том случае, если человек научит ее связывать подаваемые им сигналы (команды) с выполняемыми собакой действиями. Этому и служат упражнения "на подчинение", выполняемые собакой при проведении базовой дрессировки.

Умение управлять собакой

Умение управлять собакой складывается из знания основ физиологии высшей нервной деятельности, основных законов поведения животных и умения применять эти знания на практике.

Как нет одинаковых людей, так нет и собак с одинаковым характером. Все они различаются по типам высшей нервной деятельности, преобладающим реакциям, физической выносливости, обладают разными порогами сенсорного восприятия и, наконец, имеют различный опыт. Кинолог должен очень внимательно следить за поведением собаки в различных ситуациях, чтобы суметь определить ее индивидуальные особенности и в зависимости от этого использовать различные подходы при дрессировке.

 

Приучение к незнакомой среде (привыкание)

Одной из задач базовой дрессировки является приучение собаки к незнакомой среде, т.е. привыкание спокойно реагировать на новые раздражители.

Работа поисковой собаки происходит в постоянно меняющейся, довольно сложной обстановке, где ей встречаются всевозможные незнакомые объекты и неожиданные ситуации, на которые она всегда реагирует. В основе этих реакций лежит исследовательское поведение, являющееся врожденным свойством высших животных, которое требует постоянного поступления извне новых стимулов. На все новое у собаки возникает закономерная реакция - "чго такое?", т.е. проявляется безусловный ориентировочный рефлекс, который может быть настолько силен, что затормаживает любую текущую деятельность. Биологический смысл этого совершенно очевиден: возникший стимул может оказаться жизненно важным. Таким образом, эта естественная реакция является базой для любого поведения животного. Однако при конкретной работе по поиску ярко выраженный комплекс ориентировочных реакций является крайне нежелательным. Здесь нужно пояснить, что специфическим свойством ориентировочного рефлекса является способность угасать при повторном предъявлении раздражителя (если он незначимый), когда теряется субъективный фактор "новизны".

При обучении угасание ориентировочного рефлекса, а, следовательно, спокойное отношение (привыкание) собаки к чему-либо может быть достигнуто частым повторением ситуаций и мест проведения занятий и постепенно нарастающей сложностью ("новизной") окружающей обстановки. Поэтому, чем больше разнообразие мест занятий и ситуаций, в которых кинолог находится с собакой, тем меньше времени собака будет затрачивать на ориентировочную реакцию, тем меньше сама обстановка будет служить отвлекающим фактором. Объясняется это тем, что любое знакомство со средой (по механизму латентного обучения) оставаясь в памяти животного, снимает фактор "новизны".

Собака, попавшая в новую для себя обстановку, окруженная незнакомыми до того предметами, запахами, звуками, обычно теряет уверенность в себе, и в этих случаях от кинолога требуется особая точность действий, которые помогут собаке не только преодолеть страх, но и довериться человеку.

Известно,  что  эмоционально  отрицательные  воздействия  на  собаку (испуг, "растерянность") усиливают у нее потребность в контакте и ускоряют процесс социализации. Поэтому кинолог во всех, особенно сложных и тревожных для собаки, ситуациях должен не только находиться рядом, но также помогать ей преодолеть неуверенность, мягко добиваясь выполнения поставленной перед собакой задачи, эмоционально поддерживая ее, т". е. успокаивая, подбадривая и поощряя.

Для того чтобы приучить собаку спокойно реагировать на все новое, тем самым исключив факторы отвлечения при дальнейшем обучении поиску, во время проведения базовой дрессировки собака должна быть ознакомлена с возможно большим количеством различных незнакомых мест и объектов, новыми ситуациями и неожиданными шумами.

Собака, уверенно чувствующая себя в любой обстановке и спокойно реагирующая на любые ситуации, быстро адаптируется на новых местах, не будет отвлекаться и сможет полностью сконцентрироваться на поиске.

 

Приемы общей дрессировки

Специфика поисковой работы, к которой готовится собака, требует сильного развития у нее активности, настойчивости и самостоятельности при проведении поиска. Поэтому, отрабатывая приемы общей дрессировки, кинолог прежде всего должен стремиться к укреплению контакта с собакой, а не стараться сделать из нее "дрессированную машину". Вырабатывая у собаки послушание, кинолог должен суметь не только сохранить, но и развить нужные для поиска качества. Сложность этого требования заключается в том, что животное, от которого мы добиваемся послушания, не должно быть переведено в полное подчинение человеку. Пожалуй, самая трудная задача кинолога - найти грань, отделяющую послушание от слепого подчинения собаки, и скорректировать свои действия при дрессировке так, чтобы не переступить эту грань.

 

Преодоление препятствий

В поисковой работе неизбежны встречи с объектами, являющимися для собаки препятствиями, - металлическими лестницами, складированными бочками, контейнерами, трейлерами, высокими платформами, скользкими и неустойчивыми поверхностями и т.д.

Обучение преодолению препятствий позволит физически подготовить собаку к условиям практического применения усвоенных приемов и выработать у нее навыки безотказного движения на препятствие и его преодоления по голосу или жесту кинолога. В процессе отработки этих приемов у собаки укрепится уверенность в помощи кинолога, что станет еще одним слагаемым крепкого контакта. Все это поможет выработать у собаки смелость и уверенность в себе, способность полностью сконцентрироваться на поиске, не переключая внимание при встрече с препятствиями.

 

Работа на "подчинение"

Работа на "подчинение" не проводится жестко и в таком объеме, какой требуется для собак других служб. Жесткая и обширная дрессировка слишком подчинит собаку. Она станет чрезмерно зависимой от человека и не будет проявлять активности и самостоятельности в той мере, какая требуется при поиске, с другой стороны, при работе в незнакомых и опасных местах, особенно при проведении свободного поиска без поводка, кинолог должен голосом и жестами управлять собакой, чтобы обеспечить ее безопасность и скорректировать перемещение собаки по объекту. Поэтому навыки послушания -необходимый элемент обучения поисковой собаки. Требования же. предъявляемые к послушанию, можно сформулировать следующим образом: "Поисковая собака должна обладать послушанием в объеме, позволяющем кинологу обеспечить ее безопасность и удобство применения в работе и содержании".

Работа на "подчинение" включает в себя выполнение собакой команд:

"Сидеть!", "Лежать!", "Рядом!", "Ко мне!";

"фу" - для прекращения нежелательных действий;

"Вперед!" или "Ап!" - при преодолении препятствий. Отработка приемов строится по классической формуле выработки условного рефлекса: с применением контрастного метода дрессировки, т. е. используется как положительное, так и отрицательное подкрепление.

Техника приемов настолько подробно и грамотно описана в специальной литературе , что нет необходимости повторяться. Стоит лишь напомнить, что специфика работы поисковой собаки не требует тщательной шлифовки приемов общей дрессировки, однако особое значение приобретает подкрепление.

Особенностью данной подготовки является то, что традиционное безусловное подкрепление (механическое, пищевое) к концу курса постепенно нужно сводить только к положительному эмоциональному подкреплению. Дело в том, что при обучении поиску принуждение, как и дача лакомства, не применяются, почти полностью заменяясь другими, "нетрадиционными" для классической дрессировки животных, видами подкреплений.

 

"Нетрадиционные" виды подкреплений

Мощным фактором, имеющим подкрепляющее значение, являются эмоции, которые мы испытываем и передаем в работе своим партнерам - собакам. Этот эффект, называемый "эмоциональным резонансом", служит социальной организации и средством коммуникации в любой группе высших животных. Правильное использование кинологом этого эффекта позволяет создать между ним и собакой крепкий контакт и полное доверие. На высокоорганизованных, с сильно развитыми социальными отношениями животных, какими являются собаки, не меньший, а зачастую больший эффект оказывает не пищевое (а тем более болевое) подкрепление, а игра и эмоциональное одобрение со стороны хозяина

Существует и другое подкрепление, не менее сильное, весь парадокс которого состоит в том, что оно не является универсальным: какой-либо фактор (комплекс факторов), вызывающий в одних случаях торможение активности, в других - может стать эффективным положительным подкреплением. Так, для начинающего обучаться животного чрезмерная сложность предложенной задачи может вызвать отказ от работы, а для уже обученного животного новизна и сложность решаемой задачи становятся источником сильных положительных эмоций и, таким образом, выступают в роли подкрепления.

 

Исключение внешнего торможения

Одним из условий проведения дрессировки является нормальное состояние собаки. Под этим подразумевается не только физическое здоровье, но и потребности организма, направленные на поддержание гомеостаза. Такие безусловные рефлексы, как пищевой, питьевой, терморегуляции, выделения, потребности в сне и отдыхе, жизненно важны для организма, так как невозможность их удовлетворения ведет к гибели животного. Возникновение у собаки любого "гомеостатического" рефлекса означает появление стойкой доминанты, направленной на удовлетворение этой биологической потребности. Такая доминанта способна подавить не только формирование желательного поведения, но и выработку простых условных рефлексов.

Поэтому для кинолога должно стать правилом, так началу занятий (работы) собака должна быть в "полной боевой готовности", т.е. быть здоровой, не испытывать голода, жажды, быть отдохнувшей и тщательно выгулянной.

 

Образование навыков

Во время проведения поиска важно, чтобы собака, не отвлекаясь на команды дрессировщика, выполняла их автоматически. Для этого выработанные на команды основные рефлексы необходимо перевести в категорию навыков.

Навык представляет собой вполне законченное сложное действие, выполняемое собакой по требованию кинолога. Для образования навыка необходимо соблюдать следующие условия: повторение отрабатываемого приема, постепенность его усложнения и закрепление в различных условиях окружающей среды.

В основе навыка - свойство коры головного мозга связывать между собой отдельные условные рефлексы в определенную последовательную систему, называемую динамическим стереотипом. Можно сказать, что навык - это настолько автоматизированный прием дрессировки (комплекс условных рефлексов), для выполнения которого уже не требуется поэлементного контроля со стороны коры головного мозга. В этом случае можно рассчитывать, что приемы общей дрессировки, используемые при поисковой работе, не будут переключать на себя внимание собаки, т. е. не станут отвлечением на поиске.

Иногда при обучении собаки в результате неправильных действий дрессировщика может возникнуть стереотип отрицательного значения, так называемые "Нежелательные связи", которые устанавливаются по типу возникновения условного рефлекса и очень вредны, так как вызывают неадекватные реакции собаки или отказ от работы. "Нежелательные связи" чрезвычайно разнообразны, так как могут возникнуть на все -обстановку, время, место, команду, объекты поиска, места сокрытий, запахи, звуки, темп движения кинолога при работе и так далее до бесконечности. Поэтому кинолог должен тщательно анализировать причины "неправильной" работы собаки и свои действия, не позволять себе и собаке совершать дважды одну и ту же ошибку, чтобы не допустить возникновения "нежелательных связей", так как переделка стереотипа - очень сложное и далеко не всегда успешное.

Утомление

При дрессировке очень важно не допускать утомления собаки, которое отрицательно сказывается как на выработке навыков, так и на формировании поискового поведения.

Физическая подготовленность собаки является важной предпосылкой успешного обучения, так как во время поиска собака несет чрезвычайно большую физическую нагрузку. Так, в состоянии покоя пульс у собаки 80-100 ударов в минуту, при поиске - до 200, число дыхательных движений в покое - 16-20, при поиске - до 300 дыханий в минуту (к примеру -при очень сильном перегревании число дыхательных движений повышается лишь до 80-120 в минуту).

Кроме того, работа поисковой собаки требует значительного напряжения нервной системы, которая координирует все функции организма. В начале обучения, когда только начинается отработка приемов и формируется поведение собаки, утомление особенно опасно, так как при этом затрудняется выработка условнорефлекторных связей, нарушается внимание, концентрация, снижается чувствительность обоняния, происходят сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере, вследствие чего понижается заинтересованность собаки в выполнении упражнений.

В зависимости от физического состояния и типа нервной деятельности у различных собак при одинаковых нагрузках утомление может проявляться в разной степени - ох еле заметного до полного отказа от работы. Если вовремя не заметить признаков утомления, то, накапливаясь, оно может вызвать торможение активности и невроз, для снятия которого потребуется много времени.

Все это важно помнить при проведении занятий и находить для каждой собаки индивидуальный подход. Кинолог должен всячески избегать утомления собаки, поэтому проведение любых упражнений должно заканчиваться при первых признаках утомления, которое выражается в снижении заинтересованности, а еще лучше - не дожидаясь этих признаков.

 

ПОСТАНОВКА НА ЗАПАХ (аппортировочные игры)

Во время данного этапа обучения используется аппорт, внутри которого находится 10-15 г гашиша.

Продолжительность: 6-9 учебных дней; осуществляется в такой последовательности: игры в "перетягивание"; игры в "забрасывание"; игры в "запрятывание".

 

Цели:

1. Начало формирования поисковой доминанты:

знакомство и запоминание собакой запаха наркотика;

выделение собакой аппорта как значимого стимула;

выработка элементарных навыков поиска;

первоначальный этап формирования стереотипности поведения собаки.

2. Развитие у собаки инициативы и настойчивости. Основные принципы: "От простого к сложному".

Создание игровых ситуаций.

Отсутствие принуждения.

Обязательное разнообразие мест проведения занятий.

Места проведения: знакомые собаке при проведении базовой дрессировки.

На этом этапе обучения начинается непосредственное формирование поисковой доминанты, лежащей в основе работы собаки по поиску наркотиков. Таким образом, данный этап оказывается едва ли не решающим, поскольку формирование поисковой доминанты -процесс, требующий высокой степени подготовленности кинолога. Любые, казалось бы, мелкие оплошности и отступления, неумелые, небрежные или поспешные действия кинолога могут впоследствии оказаться включенными в число факторов, организующих данное поведение, и окажут негативное влияние.

Необходимым условием формирования доминанты является наличие стимула, вызывающего ее возбуждение. Запах наркотического вещества, незнакомого и поэтому не представляющего интереса для собаки, в процессе "аппортировочных игр" предстоит сделать для собаки значимым, сделать стимулом, адекватным для проявления желательной поисковой реакции.

Упражнения построены так, что последовательное их выполнение поможет выделить среди других запахов и запомнить именно тот запах, который необходим - запах наркотика.

 

Игры в "перетягивание"

Продолжительность в течение 2-3 дней, 8-10 игр ежедневно, не более 5 минут каждая Места проведения; не имеющие сильных отвлечений - тихие, спокойные площадки, места прогулок, вблизи стоящего грузового и легкового автотранспорта, около зданий и т.п. Дополнительные условия: собака на рабочем поводке.

Знакомство собаки с запахом наркотика происходит во время проведения игр в "перетягивание", которые позволяют собаке запомнить и выделить запах наркотика из других индифферентных запахов, сделав его значимым.

Этот прием весьма адекватен, поскольку игровое поведение характерно для данного вида животного и, кроме того, игры в "перетягивание" базируются на завершающей фазе охотничьего поведения хищников, только в нашем случае объектом-заменителем добычи служит аппорт с запахом наркотического вещества. Игры в "перетягивание" создают ситуацию, которая позволяет переориентировать "убиение жертвы" на хватку зубами аппорта. Повторяясь, игры в "перетягивание" развивают у собаки стремление к обладанию аппортом, так называемую "жажду добычи", а постоянная победа в "борьбе" за него вызывает положительные эмоции и служит сильнейшим подкреплением желательного поведения собаки.

Положительные эмоции, испытываемые собакой при игре, позволяют ей достаточно быстро ассоциировать аппорт с тем удовольствием, которое она получает при игре. Следует помнить, что прочность запоминания во многом зависит от силы эмоций, проявляемых животным в игровых ситуациях, причем влияние оказывают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Поэтому во время обучения чрезвычайно важно исключить все отрицательные моменты, которые могут повлиять на "настроение" собаки.

Необходимо соблюдать несколько правил, которые помогут собаке "полюбить" аппорт так сильно, что при дальнейшем обучении игра в "перетягивание" станет подкреплением всего поиска.

Этих правил немного, но они очень важны.

Категорически исключается принуждение и отрицательное подкрепление (рывки, удары, угрожающие жесты и интонации).

Кинолог эмоционально и активно поощряет собаку к овладению аппортом, выражая одобрение всем своим поведением.

В игре всегда "побеждает" собака.

Отбирать аппорт надо больше уговорами и хитростью, чем силой, Неоднократно повторяясь, игры в "перетягивание", подкрепленные собственной победой и поощрительным поведением кинолога, вызывают у собаки сильные положительные эмоции и позволяют ей без труда ассоциировать аппорт с постоянно ему сопутствующим запахом наркотика.

Следует помнить, что кусание собакой аппорта, хватка его зубами является очень важным моментом при обучении, позволяющим собаке не только постоянно ощущать "вкус победы", но и получать полное удовлетворение от своего поведения, так как хватка зубами аппорта позволяет полностью снять специфическое возбуждение, т.е. приводит к снятию доминанты. Поэтому в период всего обучения после обнаружения "закладки" собака должна иметь возможность схватить ее зубами.

Использование "закладок" в виде неупакованного наркотика допустимо только в последней стадии обучения поиску, не может быть частым и обязательно должно чередоваться с "закладками", которые собака может схватить.

При проведении упражнений собака должна быть на рабочем поводке, чтобы исключить закрепление ситуации, когда с аппортом в зубах собака убегает от кинолога.

 

Методика проведения упражнений

1. Кинолог, называя кличку собаки, привлекает к себе ее внимание.

2. Вынимает из кармана аппорт и разыгрывает им собаку, причем делает это артистично - приглашает собаку к игре, отступая, тем самым провоцируя ее двинуться за "убегающей добычей". Затем берет аппорт за края обеими руками, оставляя посередине место для пасти собаки, и дает ей возможность схватить аппорт.

3. Как только собака схватит аппорт, начинается игра в "перетягивание", т.е. собака тянет аппорт на себя, кинолог - на себя, постепенно уступая собаке. Перетягивание продолжается до первого сильного рывка собаки, после которого аппорт сразу выпускается из рук. Часто приходится довольно долго ждать этого момента - собака еще не вошла во вкус игры и "стесняется" вырвать предмет из рук хозяина; она еще ни разу не ощутила "вкуса победы" и для нее аппорт - лишь хозяйская игрушка, а не собственная добыча.

Постепенно игры в "перетягивание" становятся продолжительнее, кинолог "борется" с собакой за аппорт все активнее, но всегда уступает ей, и собака остается победителем.

Забирать аппорт у собаки нужно более уговорами, нежели силой, особенно в начале обучения, пока у собаки еще не выработано сильное стремление к обладанию аппортом.

Забрав аппорт, кинолог убирает его в карман и, похлопывая по нему, хвалит собаку. Аппорт всегда находится в одном и том же кармане.

Для того чтобы определить степень заинтересованности собаки аппортом, проводится проверка, которая осуществляется в месте проведения игр в "перетягивание".

 

Методика проверки

Кинолог, держа собаку на поводке, вынимает из кармана аппорт и разыгрывает им собаку.

Аппорт забрасывается на 4-5 м в редкие кусты, густую невысокую траву (простое, но не открытое место).

Кинолог, оставаясь на месте, быстро обводит собаку вокруг себя и спускает с поводка.

4.         После нахождения аппорта и подноса его кинологу собаку хвалят, берут на поводок, играют в "перетягивание".

5.      Аппорт забирается и кладется в карман.

Проверка считается успешной, если спущенная с поводка собака энергично бежит за аппортом, находит его и приносит кинологу. В этом случае можно считать, что у собаки установлена положительная связь с аппортом, существует контакт с кинологом и можно переходить к следующему этапу обучения.

Если собака заинтересованно находит аппорт, но, схватив его, убегает и не подходит к кинологу, необходимо при дальнейшем обучении обратить внимание на отработку приема "подзыв" и установление более крепкого контакта между собакой и кинологом. В этом случае также можно переходить к следующему этапу обучения.

Если спущенная с поводка собака не ищет аппорт или не обращает на него внимания, необходимо проанализировать причины, которые могли это вызвать. Если эти причины неустранимы, такая собака считается непригодной к дальнейшей дрессировке.

 

Игры в "забрасывание"

Продолжительность: 2-3 дня, ежедневно 8-10 упражнений.

Место проведения: небольшое помещение, салон и багажник легкового автомобиля, кабина и кузов грузовика, салон автобуса, темные помещения, контейнеры, складские помещения, пустые вагоны поезда и т.п.

Упражнения заключаются в том, что собака должна схватить и принести аппорт, куда-либо заброшенный кинологом или инструктором.

В начале данного этапа аппорт бросается так, что собака видит место, куда он упал. Затем забрасывания усложняются, в них вводятся элементы поиска:

1. Аппорт бросается таким образом, что собака видит только траекторию броска, но сам упавший аппорт ей не виден. Здесь следует пояснить, что хотя собака в этих упражнениях уже начинает искать, но присущая ей способность к экстраполяции позволяет делать это, не пользуясь чутьем в полном объеме. Поэтому следующие упражнения строятся так, чтобы собака была вынуждена полностью воспользоваться чутьем.

2. Аппорт забрасывается в темное помещение (контейнер, вагон, закрытый кузов автомобиля и т.п.).

3. Кинолог забрасывает аппорт так, что собака, чтобы до него добраться, должна преодолеть какое-либо препятствие или "неудобство" - взобраться по лестнице или трапу, пролезть в узкую щель, на что-нибудь запрыгнуть и т.п.

Нужно знать, что, хотя последовательность упражнений изложена в порядке возрастания их сложности, но на практике, дойдя до выполнения сложных упражнений, необходимо их чередовать с самыми простыми, чтобы дать психологическую разгрузку собаке.

Все эти приемы позволяют не только всякий раз создавать условия для формирования доминанты, но и, чередуя ситуации и усложняя их, дают возможность собаке выделить среди прочих главные (значимые) стимулы.

Этому способствует также и постоянное эмоциональное подкрепление кинологом желательных действий собаки во время проведения упражнений и игра с ней в "перетягивание", которой обязательно должно завершаться каждое упражнение.

 

Методика проведения "забрасываний"

Кинолог привлекает внимание собаки и вынимает из кармана аппорт.

Собака разыгрывается аппортом.

Аппорт на глазах у собаки забрасывается в....

Одновременно с подачей команды "Ищи!" собака спускается с поводка. К концу этапа можно ввести выдержку перед пуском (без усадки собаки) - 5-10 сек.

После обнаружения и подноса аппорта - игра с собакой в "перетягивание". Собака берется на поводок и выводится с объекта работы.

Аппорт забирается и кладется в карман. Не забывать о похвале!

Этот этап обучения считается успешным, если собака, не отвлекаясь на встречающиеся препятствия, активно бежит за аппортом, целеустремленно ищет его и с удовольствием приносит кинологу. Чтобы убедиться, что аппорт стал для нее значимым стимулом, проводится проверка, которая также дает возможность отчасти понять индивидуальную манеру обозначения собакой найденного предмета.

 

Методика проверки

1.         Кинолог, держа собаку на поводке, разыгрывает ее аппортом.

2.         Аппорт кидается помощнику, который на глазах у собаки прячет его под

деревянный (решетчатый) ящик.

Кинолог усаживает собаку и дает 10-15-секундную выдержку

После подачи команды "Ищи!" собака спускается с поводка Кинолог остается на месте, не поощряя собаку и не помогая ей.

После попыток собаки достать аппорт, помощник чуть приподнимает ящик и дает собаке возможность схватить аппорт.

После подноса собакой аппорта кинолог хватит ее, берет на поводок, играет в "перетягивание" и выводит с объекта работы.

Аппорт забирается и кладется в карман.

Проверка считается успешной, если собака, царапая ящик когтями, хватая его зубами, толкая носом, целеустремленно и азартно старается достать аппорт.

 

Игры в "запрятывание"

Продолжительность: 2-3 дня, ежедневно 8-10 упражнений.

Места проведения: те же, что на предыдущем этапе, и все объекты, знакомые по базовой дрессировке.

Игры в "запрятывание" можно считать переходным этапом к истинно поисковой работе. Они стимулируют у собаки исследовательскую активность, способствуют развитию настойчивости и интенсивности "обозначения" собакой найденного аппорта, усиливают его значимость как стимула. Самое важное, что игры в "запрятывание" учат собаку пользоваться чутьем.

При этих играх аппорт прячется на глазах у собаки в знакомый ей объект сокрытия (багажник, ящик стола, салон автомобиля) Собака не видит точного местонахождения аппорта, и, для того чтобы его найти, она обязательно должна воспользоваться чутьем. При внимательном наблюдении кинолог может увидеть, как закладывается манера обозначения собакой найденного предмета, что в дальнейшем поможет ему правильно понимать сигналы собаки при поиске. Подкрепляющее поведение кинолога будет способствовать также развитию силы этих обозначений.

Для развития силы обозначений и "жажды добычи" дополнительно к усложнениям предыдущего этапа добавляются такие условия, чтобы уже найденный (причуянный) аппорт собаке достаточно сложно было вытащить (прищемлен дверцей, придавлен колесом, привязан тонкой бечевой, придерживается рукой и т.д.).

Необходимо отметить, что введение "препятствий" на данном этапе обучения оказывает действие, стимулирующее желательное поисковое поведение - сформированная к этому моменту доминанта по законам естественного функционирования будет усиливаться при введении дополнительных раздражителей. Поэтому создаваемые нами "неудобства" при попытках собаки вытащить "сопротивляющуюся" добычу являются стимулом к всё более азартным и энергичным попыткам, позволят собаке проявить настойчивость и инициативу при доставании аппорта.

На данном этапе обучения начинается формирование стереотипности действий собаки при начале поиска. Для этого перед началом пуска кинолог дает собаке команду "Сидеть!", добиваясь 5-10-секундной выдержки. Впоследствии этот прием будет не только служить сигналом к началу работы, но и позволит собаке сконцентрироваться (нацелиться) на выполнении определенной задачи.

Кроме того, в дальнейшем при выполнении поиска этот прием, точнее команда, его означающая, включится в комплекс значимых для возобновления доминанты стимулов и окажет активизирующее действие на инертную собаку, а сверхактивную вынудит сконцентрироваться на предстоящей работе.

При играх в "запрятывание" уже необходим помощник, который держит собаку, в то время как сам кинолог прячет аппорт. Почти вся дальнейшая работа по поиску в период обучения требует участия помощника.

 

Методика проведения упражнений

Кинолог вынимает из кармана аппорт и, держа собаку на поводке, разыгрывает ее аппортом, после чего передает собаку помощнику.

Отходит от собаки и на ее глазах прячет аппорт в ...

Подходит, берет собаку у помощника, усаживает у ноги и дает 5-10-секундную выдержку.

Подает команду "Ищи!", одновременно спуская собаку с поводка.

При попытках собаки достать аппорт кинолог поощряет собаку, одновременно создавая ей "неудобства".

После подноса собакой аппорта кинолог играет с ней в "перетягивание", берет на поводок и выводит с объекта работы.

Вне объекта работы кинолог забирает аппорт и кладет его в карман. К окончанию этого этапа собака уже хорошо знает запах лежащего в аппорте наркотика, так как у нее закреплена ассоциация аппорта с постоянно сопутствующим ему запахом, и будет несложно перевести собаку на поиск знакомого ей запаха, в какую бы упаковку наркотик не был завернут.

 

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКУ

Продолжительность: 20-30 учебных дней: "простой" поиск; "усложненный" поиск.

Цели

1. Обучение кинолога правильному управлению собакой и отработка его действий при поисковой работе

2. Формирование и развитие у собаки поискового поведения. Основные принципы; "От простого к сложному", Создание игровых ситуаций. Отсутствие принуждения

Разнообразие мест проведения упражнений, ситуаций и условий поиска, сложности и запрятываний.

Обязательные условия:

Всегда положительный результат работы

Использование различных материалов при упаковке "закладок"

Чередование разного веса наркотика в "закладках"

Размер и надежность упаковки "закладок" позволяющие собаке схватить их зубами (в начале курса). Вводится нечастое использование "чистых закладок" (неупакованного наркотика) - в конце курса

Чередование упражнений с прогулками, отдыхом приемами на "подчинение", преодолением препятствий.

Места проведения: не имеющие сильных посторонних раздражителей, знакомые собакам по предыдущему курсу (в начале курса); места практического применения поисковых собак или места, имеющие сильные посторонние отвлечения (в конце курса).

Правила подготовки мест поиска

Где бы ни проводилась работа, до начала поиска кинолог обязан подготовить место работы, чтобы обеспечить безопасность и возможность относительно свободного передвижения собаки по объекту. Кроме того, ряд несложных правил позволит лучше организовать работу собаки.

1. Кинолог должен внимательно осмотреть место предполагаемого поиска и принять меры, исключающие травмирование и испуг собаки, и факторы, могущие вызвать отказ от работы:

 

- удалить или обезопасить острые, колющие, режущие предметы;

- отключить или обезопасить электроприборы; -закрепить ящики, коробки и прочие неустойчивые предметы;

- не допустить контакта собаки с едкими, токсичными, остропахнущими веществами;

- удалить домашних животных, могущих находиться в закрытых коробках и ящиках.

2. Кинолог обязан проверить наличие и надежность вспомогательных средств или предметов, могущих их заменить (трапы, лестницы, подставки, доски и т.п.), и иметь при себе инструменты, необходимые для работы (фонарик, набор отверток и т.д.).

Известно, что поиск требует от собаки огромного напряжения и самая сильная нагрузка ложится на чутье собаки. Обонятельная система собаки характеризуется высокой степенью совершенства, поэтому при поиске наркотиков, который возможен, естественно, за счет работы обонятельной системы, прежде всего, необходимо учитывать ее особенности. Несмотря на то, что обонятельная система собаки развита много лучше, чем у человека, законы ее функционирования у нас общие.

В данном контексте особенно важен учет таких факторов, как адаптация и маскировка.

АДАПТАЦИЯ как временное понижение чувствительности обоняния возникает при относительно длительном воздействии запаховых частиц.

МАСКИРОВКА заключается в том, что при воздействии запаха сильной концентрации может наступить временное снижение способности ощущать запах в меньшей концентрации.

Иерархические отношения в группе человек - собака традиционно сложились так, что роль вожака в ней принадлежит человеку. Но есть случай, когда человек передает лидерство собаке: это древнейший вид использования собаки - охота. Человек не обладает способностями, позволяющими ему по запаху отыскивать зверя, и охотники, прекрасно эго ловимая, всегда доверяются изумительному чутью собаки. В любой работе, требующей использования чутья, будь то охота, следовая работа, горноспасательная, газо- и рудорозыскная службы, поиск наркотических и взрывчатых веществ, ведущая роль принадлежит собаке, но только человек может обеспечить тщательность и результативность работы, правильно подготовив и организовав поиск.

Существуют правила, которые помогут кинологу на время передать лидерство собаке, развить ее самостоятельность - соблюдать дистанцию от собаки при проведении "свободного поиска", не давить на собаку, отступать назад при заинтересованности собаки каким-то местом, позволить ей разобраться самостоятельно, верить собаке, не добиваться повторного обнюхивания уже осмотренного участка если собака сама не потянет, использовать правильную интонацию при поощрении собаки.

В практической работе главная задача кинолога - вовремя заметить изменения в поведении собаки, которые указывают на присутствие где-то спрятанного наркотика, а заметив их - так скоординировать свои действия и работу собаки, чтобы она как можно более точно обозначила сокрытие.

Кинолог никогда не должен предполагать "удобные" для сокрытий места и направлять к ним собаку. Нельзя "искать глазами", необходимо строго придерживаться определенной последовательности осмотра объектов поиска, т.е. соблюдать систему поиска.

Поиск - работа для собаки тяжелая, и кинолог должен суметь сберечь ей силы, не позволить растратить их на суетливую, беспорядочную беготню. Для этого необходимо провести правильную предварительную подготовку места поиска, знать виды и соблюдать систему проведения поиска, и, безусловно, уметь распознавать сигналы собаки на поиске, уметь понять, что "говорит" собака".

Знание этих особенностей поможет понять важность следующих действий кинолога:

1.         Необходимо проветрить все, что может быть проветрено. Проветривание закрытого помещения (кабины, багажника, комнаты и т.д.) исключит влияние адаптации и маскировки на обоняние собаки и позволит ей точнее определить истинное нахождение источника запаха, так как запах в закрытом помещении по многим причинам может относиться током воздуха и застаиваться в совершенно непредсказуемых местах, далеко от источника.

2.         Кинолог при подготовке места поиска должен постараться, как можно меньше оставить запах своих рук на предметах и поверхностях, к которым ему пришлось прикасаться, так как запах хозяина привлекает излишнее внимание собаки именно к данным предметам.

Инструктор же, напротив, при сокрытии "закладок" должен "наследить" как можно больше в местах, не связанных с "закладками", чтобы не вызвать у собаки ассоциацию своего запаха с запахом спрятанного наркотика.

В дальнейшем при проведении занятий инструктор должен стремиться к "чистоте" запрятываний и вообще, к чистоте запаха - стараться не оставлять своего запаха на "закладках" и при проведении запрятываний (прятать пинцетом, в перчатках, поручать помощникам).

Кроме того, во время предварительного осмотра места работы кинолог должен обратить внимание на направление ветра (на открытом месте) и проверить ток воздуха в помещении, чтобы учесть эти факторы при работе собаки.

Сигналы собаки при поиске

При проведении поиска кинологу следует очень внимательно наблюдать за поведением собаки, чтобы заметить реакцию, когда она "поймала" запах, а также сигналы, даваемые ею при приближении к источнику запаха.

Очень важным моментом является первая реакция собаки при свободном поиске. Эта реакция может выражаться одномоментно - в секундной приостановке или резком изменении темпа направления движения, в повороте головы, резком втягивании воздуха, а также в не свойственных собаке действиях (лизнула языком мимоходом и побежала дальше). Кинолог должен замечать такие реакции и запоминать места, на которые надо обратить внимание при дальнейшем поиске.

Необходимо научиться определять сигналы, подаваемые собакой, учитывая, что чем сильнее концентрация, чем ближе источник запаха, тем более выраженными будут эти сигналы. Внимательное наблюдение за собакой позволит кинологу определить участок, где собака проявляет наибольшую активность.

В зависимости от темперамента и характера сигналы, подаваемые собакой, могут быть самыми различными, но основными из них являются: задержка шага, изменение направления движения, интенсивное принюхивание, суетливость ("танцует"), остановка; при этом особое внимание нужно обращать на положение хвоста собаки и на направление ее носа, который обычно довольно определенно указывает направление к источнику запаха.

При уверенном нахождении источника запаха собака обычно (но не всегда) дает очень четкое обозначение, проявляй активное желание добраться до "закладки". В зависимости от нахождения "закладки" (вверху, внизу, в глубине чего-либо) и силы запаха собака может давать обозначения, которые могут очень различаться по манере и интенсивности даже у одной и той же собаки, Здесь очень существенным может оказаться то. насколько внимательно на этапах начальной подготовки кинолог наблюдал и совершенствовал эти обозначения, насколько хорошо он знает свою собаку.

Основные виды обозначений - собака скулит, лает, скребет, копает или трогает лапой, хватает зубами, встает на задние лапы и т.д.

Начало работы

Начало работы на любом объекте одинаковое - делается так называемая "оптическая анимация", т.е. кинолог предъявляет собаке значимый стимул, вызывающий у нее поисковую реакцию. За время проведения "аппортировочных игр" таким стимулом для собаки стал вид аппорта.

Кинолог, дразня и разыгрывая аппортом собаку, вводит ее в знакомую ситуацию игры, побуждая тем самым начать действия, направленные на завладение аппортом.

Здесь нужно отметить, что анимация всегда проводится в направлении, противоположном началу системного поиска, и это совершенно естественно, так как в основу анимации положены социальные отношения в группе. В данном случае работает правило - "где вожак, там добыча", и для собаки наиболее естественно начать поиск с той стороны, откуда появился ее хозяин, "вожак".

Схему анимации следует строго соблюдать, чтобы выработать стереотип начала работы и не путать собаку. Анимация проводится в помещениях, вне помещений - против часовой стрелки, на легковом и грузовом автотранспорте - по часовой стрелке; при обследовании предметов багажа - в направлении от собаки и к собаке.

Если осматриваются объекты внутри помещения, при необходимости анимация проводится, как на автотранспорте, - по часовой стрелке.

Если осматриваются небольшие закрытые помещения (комнаты, каюты, контейнеры), анимация проводится так - кинолог входит внутрь и выходит обратно.

При проведении анимации, особенно на первоначальном этапе обучения, необходимо содействие помощника.

Следует помнить, что даже у хорошо обученных, опытных собак провез анимации всегда повышает заинтересованность в поиске. Человек понимает, что наркотиков - это работа, но для многих собак поиск - всегда игра.

После проведения анимации кинолог обязательно усаживает собаку у ноги и дает выдержку 5-10 сек., что позволяет ей сконцентрироваться на поиске.

Повторяясь всегда в одинаковом порядке, анимация и усадка собаки составляют комплекс навыков, образующих стереотип начала работы. Этот стереотип включается в доминанту поискового поведения и становится стимулом к началу поиска. При сформированной доминанте каждый из элементов этого стереотипа вызовет \ собаки желательную поисковую реакцию.

 

Методика проведения начала поиска

1.       Кинолог вынимает из кармана аппорт и разыгрывает собаку.

Передает собаку помощнику и, показывая собаке аппорт, убегает за(в) объект поиска (помещение), где незаметно от собаки прячет аппорт в карман.

Кинолог выходит из помещения, всем своим видом показывая, что аппорта у него нет. Собака, у которой выработано стремление завладеть аппортом, прекрасно помнит ситуацию, в которой ей это удавалось, и рвется в помещение.

Кинолог, взяв собаку у помощника, усаживает ее у ноги перед объектом поиска и дает выдержку 5-10 сек.

После команды "Ищи!" кинолог сразу спускает собаку с поводка и входит за ней в помещение. Если работа проводится на автотранспорте, собака с поводка не спускается.

 

Виды поиска

В работе с собакой используются два вида поиска - свободный и системный. Они применяются последовательно и при внимательной работе кинолога позволяют достаточно быстро и четко определить повышенный интерес собаки к какому-либо участку.

Свободный поиск длится очень короткое время, буквально 2-4 минуты. В зависимости от объекта проводится без поводка или на поводке и необходим для:

адаптации на месте работы;

ознакомления собаки с объектом; втягивания собаки в работу; возможности сразу "поймать" запах.

При проведении свободного поиска без поводка (в помещении, вне помещения, внутри автотранспорта) кинолог голосом и жестами управляет передвижениями собаки с целью охвата поиском возможно большей, но заранее определенной площади и обеспечения безопасности собаки.

При проведении свободного поиска на поводке (осмотр автотранспорта снаружи (предметов багажа, контейнера снаружи)) кинолог позволяет собаке обследовать объект поиска в желательном для нее темпе, не заостряя внимание собаки на отдельных деталях.

Системный поиск обычно следует за свободным и проводится по четкой системе, различной для разных объектов поиска. Системный поиск исключает беспорядочную работу и ограничивает отвлечения собаки. Это поиск детальный и тщательный, позволяющий кинологу и собаке последовательно обследовать каждый сантиметр площади.

Этап системного поиска в зависимости от объекта проводится без поводка (помещения, вне помещения) или на поводке (автотранспорт снаружи, ряд предметов багажа). Кинолог медленно обходит объект поиска, голосом и жестами направляя собаку на обследование нижних и верхних частей объекта

Этап системного поиска проводится исключительно на поводке. Кинолог, ставя "блок", очень медленно и тщательно, обращая внимание собаки на мельчайшие детали, обходит объект поиска.

"Блок"

Кинолог, держа поводок о левой руке, разворачивается на 180 градусов и, преграждая путь, начинает движение спиной вперед, стараясь почти не оставлять зазора между собой и объектом поиска. При этом они с собакой оказываются "лицом друг к другу". Собаке непроизвольно приходится подчиниться темпу и направлению движения, предложенному ей кинологом. Кинолог командами побуждает собаку к поиску, жестами правой руки направляя ее на тщательное обследование нижних и верхних частей объекта. Кинолог двигается в довольно медленном темпе, позволяющем собаке тщательно обнюхать все детали объекта.

При этом длина поводка должна быть такой, чтобы собака не смогла отойти от объекта или опередить кинолога.

При работе с "блоком" поиск должен быть таким тщательным, чтобы не проводить повторное обследование этого участка.

Системы поиска

Существует весьма условная классификация мест поиска, основанная на различиях в последовательности осмотра их собакой: помещения; - вне помещений; автотранспорт; ряд предметов багажа.

В число навыков, которые в процессе обучения необходимо выработать у собаки, входит и навык последовательного осмотра какого-либо объекта. Несмотря на то, что в зависимости от классификации мест поиска система работы собаки различна, в конечном итоге такая стереотипность осмотра позволит оптимизировать деятельность собаки и сделать поиск наиболее полным.

В период обучения происходит последовательное формирование системы работы кинолога и поиска собаки.

СИСТЕМА - не что иное, как четко отработанный комплекс навыков (стереотипов) действий собаки и кинолога в схожих ситуациях, что позволяет собаке полностью концентрироваться на поиске, а кинологу дает уверенность в положительном результате работы.

При системном осмотре какого-либо объекта направление поиска обусловлено сохранением стереотипа движения собаки рядом с кинологом:

помещения, вне помещений - по часовой стрелке, продвигаясь по спирали от начальной точки осмотра по периметру объекта к его центру; крупные предметы внутри объекта осматриваются в направлении против часовой стрелки;

автотранспорта - против часовой стрелки (снаружи); кузов грузовика - как помещение;

ряда предметов багажа - последовательное обнюхивание каждого предмета.

Если багаж складирован в накопителе (тележке), то поиск проводится против часовой стрелки.

В понятие "система" входит также последовательность проведения осмотра (поиска) с учетом его особенностей на различных объектах.

Последовательность осмотра помещений (вне помещений)

1. Свободный поиск.

2.1 этап системного поиска.

II этап свободного поиска.

Поиск на объектах внутри осматриваемой площади:

I          этап системного поиска;

II         этап системного поиска. Последовательность осмотра автотранспорта

На любом автотранспорте сначала проводится внешний осмотр. Свободный поиск.

П этап системного поиска. Затем следует различная последовательность осмотра: Легковой автотранспорт

Поиск в салоне. Поиск в багажнике. Поиск в моторе Грузовой автотранспорт Поиск в кабине. Поиск в моторе. Поиск в кузове.

Поиск в автобусе. Поиск в салоне.

Последовательность осмотра багажа

Багажный ряд

1.  Свободный поиск.

2.1 этап системного поиска.

Складированный багаж

Свободный поиск,

II этап системного поиска.

Особенности поиска на различных объектах: Общее правило:

"Все, что открывается, должно открываться медленно"".

Действительно, открывание любых дверей (дверец, багажников, капотов и т.д.) должно проводиться очень медленно, так как внутри обшивки может быть спрятан наркотик. Медленное, постепенное открывание вынудит собаку обратить внимание на возможный источник внутри обшивки и сразу обозначить его. При быстром открывании собака, возбужденная внезапным потоком запаха, быстро проскочит внутрь и потратит много энергии на восстановление внимания.

Помещения

При проведении поиска в большом помещении (ангары, склады) нужно учитывать реальные возможности собаки и усталость, которая не позволит ей тщательно обследовать сразу все помещение. Поэтому до начала работы целесообразно мысленно разделить большое помещение на сектора, площадь которых физически позволит собаке заинтересованно и без утомления их пронюхать.

Поиск проводится при закрытых окнах и дверях. Кинолог чуть приоткрывает дверь и дает возможность собаке ее пронюхать, после чего входит внутрь, плотно закрыв за собой дверь. Этот прием не только позволяет собаке обнаружить спрятанный внутри двери наркотик, но и помогает найти его в помещении, так как встречный поток воздуха из узко приоткрытой двери может сразу принести собаке этот запах. Закрытые окна и двери исключают сильные сквозняки, которые мешают точной работе собаки.

Если поиск проводится в "открытом" (не имеющем дверей или стены) помещении, кинолог должен постараться выбрать такую точку начала работы, чтобы собаку "поставить под ветер".

Автотранспорт

При работе на открытом месте кинолог определяет начальную точку поиска с учетом темперамента собаки: возбудимые начинают работу "по ветру", спокойные - "против ветра".

В салонах легкового и кабинах грузового автотранспорта собака работает при слегка приоткрытом окне, через щелку которого кинолог командами направляет ее поиск. При работе в автобусе собака ищет при закрытых окнах, дверях, вытяжных люках.

Вне помещения

Кинолог выбирает начальную точку поиска "под ветер". Правило работы то же, чюв большом помещении: условная разбивка большой площади на более мелкие. Багаж Вне помещения

1.         Начальная точка поиска выбирается с учетом темперамента собаки. При сильном ветре - только "под ветер".

2.         Багажный ряд выставляется с учетом направления ветра. В помещении

Выставляя багажный ряд в помещении, следует соблюдать расстояние между предметами не менее 50 см. Окончание поиска

При обозначении собакой места сокрытия кинолог берет собаку на поводок и передает ее помощнику, а сам производит тщательное обследование обозначенного собакой участка. В условиях реальной работы кинолог всегда должен соблюдать крайнюю осторожность (собака может схватить неупакованный наркотик!), поэтому и при обучении он сначала должен убедиться в безопасности "закладки".

Если кинолог не может определить точное местонахождение "закладки", он снова берет собаку у помощника и на поводке подводит ее к этому участку. Обычно в этом случае собака более точно указывает местонахождение закладки. Кинолог вновь передает собаку помощнику и проводит осмотр уже более определенного участка.

Когда кинолог находит обозначенную собакой "закладку" и убеждается в ее безопасности, он завершает действия, направленные на еще более сильное возбуждение собаки, на ее "предвкушение добычи", подводя ее, таким образом, к кульминации всего поведения - достижению цели.

Эти действия называют "ЭФФЕКТОМ ВЫДВИЖНОГО ЯЩИКА" и проводятся всегда при окончании поиска, являясь его завершением:

Помощник крепко держит собаку на поводке на расстоянии 1-2 м от места сокрытия "закладки".

Кинолог, достав "закладку" на глазах у собаки, делает ею одно-два движения от места сокрытия в направлении морды собаки.

Кинолог вновь убирает "закладку" в го же место, положив ее так, что собака, постаравшись, сама может ее достать.

Взяв собаку у помощника, кинолог подводит ее к месту сокрытия и, поощряя, дает возможность самой схватить "закладку".

После этого проводится игра в "перетягивание", и собака с "закладкой" в зубах выводится с объекта поиска.

Вне объекта поиска кинолог вновь играет с собакой в "перетягивание",

после чего забирает "закладку" и убирает ее в карман, похлопывая по нему и "благодаря" собаку.

Бывают случаи, когда прием "выдвижной ящик" провести невозможно:

"Закладка" спрятана на высоте или в глубине чего-либо. В этом случае кинолох, проделав все начальные действия приема "выдвижной ящик", берет у помощника собаку и при ее попытках достать "закладку" незаметным для собаки движением или скидывает "закладку" в высоты, или выталкивает из глубины чего-либо на расстояние, достаточное для того, чтобы собака смогла сама схватить "закладку".

Прячется неупакованный наркотик. В конце обучения с целью исключения малейшего влияния постороннего запаха производится запрятывание наркотика без дополнительной упаковки, т. е. прячется наркотик, запаянный в полиэтиленовый пакет. При

этом действия кинолога после точного обозначения собакой места сокрытия иные:

- когда кинолог находит обозначенную собакой "закладку" и убеждается в том, что наркотик не упакован, он на глазах у собаки, которую помощник держит на расстоянии 2-3 м от места сокрытия, вынимает наркотик и показывает его собаке. Затем крепко зажимает его в кулаке правой руки, а левой рукой берет собаку за ошейник и, пятясь, обращая внимание собаки на сжатый кулак, выходит из объекта поиска; не отпуская ошейник, убирает наркотик в карман, похлопывая по нему и "благодаря" собаку.

В этом случае игра в "перетягивание" не проводится!

"Неудачное" окончание поиска

Неудачным поиск может быть для кинолога, но ни в коем случае не для собаки. В случае безуспешного поиска при первых же признаках снижения заинтересованности помощник, обязательно незаметно для собаки, должен подложить аппорт в такое место, где собака сможет его обнаружить и самостоятельно, поощряемая кинологом, его достать. Необходимо, чтобы и в этом случае собака пережила "радость победы"! После этого следует игра в "перетягивание", поощрение собаки. Вне объекта поиска кинолог забирает аппорт и кладет его в карман.

Простой поиск

Продолжительность: 10-12 дней, состоит из двух этапов:

I          этап - 5-6 дней;

II         этап - 5-6 дней.

Ежедневно 4-6 пусков собаки.

Дополнительные условия:

В одном объекте сокрытия находится одна "закладка". Вид и вес наркотика в "закладке":

I          этап - только гашиш 5-200 г,

II         этап - только марихуана 300-500 г. 3.       Время между пусками собаки:

 

I          этап - не менее 60 мин;

II         этап - 40-60 мин.

Сложность сокрытия:

 

I          этап - "закладки" прячутся не выше 1 м,

II         этап – на высоту до 2 м;

- на уровне пола (земли).

Места проведения:

помещения среднего размера; легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, "Простым" поиск называется только потому, что в одном объекте спрятана одна "закладка", но этот этап обучения - самый ответственный для кинолога, так как любая ошибка может вызвать цепь нежелательных реакций собаки и нарушить развитие сформированной поисковой доминанты.

Кинолог должен понимать, что собаку нельзя заставить проявить поисковое поведение, но можно правильными и последовательными действиями направить ее поведение в желаемое русло. Одним из способов решения этой задачи является обучение собаки в игровых ситуациях, без малейшего принуждения к выполнению каких-либо действий, так как обучение в игре позволяет не только достичь желаемого человеком результата, но и быстро закрепить его.

На данном этапе обучения начинается последовательное формирование системы работы кинолога и отработка навыков стереотипного осмотра собакой объектов поиска. Прежде чем приступать к этому, кинолог должен знать основные правила его проведения -как начинать, поиск, системы осмотра, правильное завершение поиска.

Кроме того, никогда нельзя забывать принцип разнообразия. Как бы ни была отработана

система поиска, ситуации никогда не бывают одинаковыми, поэтому при обучении необходимо чередовать все: вес, форму и упаковочный материал "закладок", места и сложность сокрытий, упражнения по поиску с отдыхом и другими упражнениями.

Постоянным должно быть одно - уверенность кинолога в правильности своих действий и в работе собаки. Самое сильное отрицательное влияние на собаку оказывают растерянность кинолога при поиске. В этом случае собаке мгновенно передается его неуверенность и она начинает волноваться, теряться и путаться.

На II этапе вводятся более сложные, т. е. "нелюбимые" собаками материалы для упаковки "закладок" - например, металл. При этом начинать надо с большого веса наркотика в этой упаковке и относительно несложного места сокрытия, затем, по мере привыкания собаки работать с этими материалами, постепенно уменьшается вес наркотика и усложняются места его сокрытия. Но и здесь необходимо помнить, что после относительно сложного упражнения должно следовать простое.

Одним из приемов, повышающих заинтересованность собаки при поиске, является ее повторный пуск при неясности нахождения "закладки". Если собака заинтересовалась каким-либо местом и кинолог там ничего не обнаружил, он вторично пускает собаку к этому месту, но командами побуждает ее продолжать поиск. Здесь обязательным условием является то, что все осмотренные кинологом "вручную" вещи (по возможности) должны быть вынесены с объекта поиска.

Главная цель - научить кинолога правильно управлять собакой и ориентироваться при работе в различных ситуациях. Усложненный поиск

Продолжительность: 10-12 дней, состоит из двух этапов:

I          этап - 5-6 дней;

II         этап    -           4-5 дней;

экзамены -1 день.

Дополнительные условия: А

I          этап - в одном объекте - две "закладки"; вес наркотика: гашиш - от 1 г,

марихуана - от 10 г, время между пусками -30-40 мин.

II         этап - в одном объекте - три "закладки"; вес наркотика: гашиш - 1-1000 г,

марихуана -5-1000 г; время между пусками -20-30 минут. Сложность сокрытия:

I          этап - неупакованный наркотик; собаке самой не достать;

II         этап    -           реальные        места сокрытий.

Место проведения:

I этап - дополнительно к упражнениям предыдущего этапа: вне помещений; большие помещения; багаж. II этап - места практического применения или близкие к ним по сложности обстановки.

Поразительное чутье собаки позволяет ей не только определить источник запаха, но и указать место, где когда-то лежало наркотическое вещество. На данном этапе обучения, когда собака уже уверено находит и обозначает "закладку", вводится дополнительное усложнение, позволяющее приблизить обучение к реальной работе. В объект поиска прячут две "закладки". Первая собака обычно находит более легкую "закладку" (проще место сокрытия, или сильнее интенсивность запаха). Собака, идущая на поиск в этот же объект

через некоторое время, естественно, сначала начинает интересоваться местом, где работала предыдущая собака, так как там больше "наслежено".

В этом случае инструктор обязан сказать кинологу, что здесь была предыдущая "закладки", что собака работает на "остаточный" запах. После этого кинолог, НЕ ПОДАВАЯ ЗАПРЕЩАЮЩИХ КОМАНД (ведь собака работает, разбирается в ситуации сама), спокойным тоном подает собаке команды, отвлекающие ее от этого места и побуждает продолжить поиск. При правильном поведении кинолога через несколько таких упражнений собака точно будет различать (и показывать это) остаточный запах и запах от источника наркотического вещества ("закладки"),

На I этапе усложненного поиска вводятся упражнения с сокрытием неупакованного наркотика и "закладок", которые собаке самой не достать. Следует напомнить, что они непременно должны чередоваться с "закладками", которые собака может схватить, и не должны проводиться часто.

На II этапе относительно простые запрятывания чередуются с такими, при которых кинологу необходимо проявить все свои знания, чтобы определить истинное нахождение "закладки".

На этом же этапе обучения инструктор определяет собак, для которых можно проводить анимацию не в полном объеме, но обязательно при этом учитывать сложность ситуации.

При работе на объектах, где находится более одной "закладки", кинологи должны внимательно наблюдать за работой предыдущей собаки. Системный поиск следующей собаки обычно начинается с того места, где была обнаружена первая "закладка".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Настройки по умолчанию
Joomla inotur Travel